Специалистам & Родителям
Доступная информация от Доктора Зига - путь к пониманию и изменениям!!! |
ГЛАВНАЯ | РОДИТЕЛЯМ | СПЕЦИАЛИСТАМ | НОВОСТИ | ТЕМЫ САЙТА | ГОСТЕВАЯ КНИГА. |
Модели диагностики и лечения | ПОМОЩЬ САЙТУ |
Консультирование подростков с рискованными
|
Консультирование в связи с курением.Основными причинами начала курения многие подростки считают: желание казаться взрослым, быть принятым в подростковой среде, снятие стрессов и решение всех важных жизненных проблем. Неправильное представление подростков о последствиях курения для здоровья может быть конкретно изменено путем улучшения их образования и просвещения их родителей. Наибольший риск приобщения к курению имеют подростки в курящих семьях, в неполных семьях и при неблагоприятных социально-бытовых условиях.Для эффективного проведения консультирования необходимо установить доверительные, заботливые и открытые отношения, как с подростками, так и с их родителями. Беседа с подростком должна проходить без присутствия родителей и важным является сохранение конфиденциальности. Лучше задавать открытые вопросы, которые помогут подростку осознать свои проблемы и принять на себя ответственность за свое поведение. Очень важными являются знания о жизни семьи, ее традициях, ее особенностях, а так же о курении самих родителей и других членов семьи. Если родители или другие члены семьи курят и не желают отказываться от своих привычек, то даже и в этом случае, они должны занять непримиримую позицию в отношении курения их ребенка. Несмотря ни на что, подросток все же прислушивается к мнению родителей, поэтому такая запретительная позиция родителей будет полезной. Очень важным является формирование в семье установок на здоровый образ жизни, на понимание ценности и значимости здоровья. Цели и задачи консультирования курящих и некурящих подростков существенно отличаются: некурящим подросткам достаточно дать информацию о влиянии курения на организм человека, о заболеваниях, связанных с курением, о влиянии курения на потомство и о пассивном курении. Подросткам, которые уже курят ежедневно, необходимо познакомить с методами и средствами отказа от курения и, если подросток готов к изменению своего поведения, разработать с ним вместе конкретный план мероприятий по отказу от курения. Необходимо настроить подростка на то, что отказ от курения — это длительный и сложный процесс изменения поведения, состоящий из трех основных стадий: подготовительная, отказ от курения и сохранение достигнутых результатов. Особое внимание необходимо уделить тем подросткам, которые только начали свои «эксперименты» с сигаретами. Курение у них носит эпизодический характер, и еще не сформировалось ни физической, ни психической зависимости от никотина. Необходимо выяснить основные мотивы курения, дать правдивую информацию о влиянии курения на организм, рассказать, что никотин –это наркотическое вещество, вызывающее зависимость, взвесить все «за» и «против» курения и побудить его отказаться от курения. Полезно обсудить вопрос о том, чем и как подросток сможет заменить сигарету. Научить его справляться со стрессами и неприятностями без сигареты, овладеть такой простой методикой, как «заесть», «заспать», «заговорить» свои проблемы. Необходимо помочь найти некурящих друзей, заняться спортом или обрести хобби. Подростков важно информировать об отрицательном влиянии никотина на репродуктивную функцию. Всем подросткам полезно сказать о том, что гораздо легче отказаться от первой сигареты, чем потом лечиться от никотиновой зависимости. Необходимо научить подростков сказать «НЕТ» первой сигарете. Подробнее о физиологических реакциях организма на курение и о программе отказа от курения можно смотреть здесь. А ещё можно впечатлиться фильмом "Кошачий глаз" (по рассказам Стивена Кинга) - авторами предложен потрясающий по эффективности способ отказа от курения (в реальной жизни такое, правда, вряд ли возможно). Основные направления консультирования подростков по вопросам профилактики травматизмаПри консультировании подростков по вопросам безопасности и профилактики повреждений важно ненавязчиво вызвать интерес к этим вопросам, избегать менторских интонаций, утверждений заведомо запретительного характера. Необходимо подвести подростков к пониманию того, как, например, и почему случаются пожары, к чему может привести игра с огнем, взрывоопасными веществами, поощрять осторожное и разумное отношение ко всему, что связано с возможной опасностью повреждения. Особенно тщательного консультирования требуют мальчики, как группа высокого риска. Важно побудить саморазвитие подростков по вопросам безопасности жизнедеятельности с привлечением друзей и близких.Родители должны хорошо знать и поощрять соблюдение правил поведения на дороге, на воде, при обращении с огнем. Информируя о риске утопления, подросткам необходимо подчеркнуть опасность приема наркотиков и алкоголя во время купания, дайвинга и т.д. Подростков надо познакомить с навыками оказания первой помощи и навыками поведения в экстренных ситуациях. Необходимо уделить внимание следующим аспектам безопасности: 2. Безопасность на воде при плавании и катании на лодках. 3. Безопасность при занятиях спортом: врачебный контроль и защитная экипировка. Задача врачей и тренеров состоит в раннем распознавании и профилактике спортивного травматизма и физической перегрузки у подростков (тендиниты, остеохондропатии, переломы костей и пр.). Подростки, родители и тренеры должны быть знакомы со стратегией профилактики теплового удара. 4. Безопасность при общении с огнем, включая пиротехнические устройства (часто используемые современными подростками при разного рода "фестах"). Консультирование по вопросам профилактики насилияНестабильные условия жизни, дезадаптация семьи, разрушения традиций семейного воспитания «выталкивает» на улицу все больше детей. Бессодержательное времяпрепровождение, конфликты в семье, незащищенности детей от неблагоприятных социальных воздействий способствует формированию и закреплению негативных черт личности, ведут к возникновению депрессивных состояний, тревоги, неуверенности в себе, снижают способность к сопротивлению психологической травме, увеличивают вероятность аутоагрессивных форм поведения, жестокости по отношению к окружающим.Необходимо обсудить с подростками типологию ситуаций, угрожающих возникновением насилия. Необходимость данной работы обусловлена неполными представлениями подростков о ситуациях, которые можно отнести к насильственным. Профилактика насилия должна проводиться постоянно. Если родители подозревают насилие в школе, необходимо незамедлительно вмешаться до того, как ситуация полностью выйдет из-под контроля. Важно провести анализ индивидуальных перенесенных ситуаций насилия и способов их преодоления и профилактики, выработки универсальных индивидуальных методов профилактики насилия. Реакция подростка на ситуацию насилия и последующее ее переживание во многом зависит от уровня его самооценки, способности уважать и ценить себя. Поэтому особенно важны усилия, направленные на повышение и стабилизацию адекватной самооценки. Целесообразно развитие наиболее адаптивных навыков поведения (кооперации, сотрудничества и компромисса), выработка навыков конструктивного поведения внутри ситуации насилия: правила ведения переговоров, правила конструктивного спора. Полезно поговорить с подростками о путях решения конфликтов без применения оружия и насилия, риске огнестрельных ранений вне дома, вместах, которые они посещают. Родители должны строго соблюдать правила хранения огнестрельного оружия дома: в разряженном состоянии, под замком, патроны — отдельно от оружия. Важно предупредить родителей об особой осторожности в разрешении подросткам заниматься стрельбой. Подростки не всегда следуют правилам. Более того, оружие их привлекает, как символ силы. Поэтому огнестрельное оружие должно быть недоступно подросткам. Если в доме есть подросток, наличие оружия составляет реальную опасность для семьи. Огнестрельное оружие должно храниться в разряженном состоянии, под замком. Важно исключить возможность доступа подростков к оружию. Самое безопасное — отказаться от оружия дома. Подростки должны быть информированы о существовании молодежных центров, центров психологической помощи, «телефона доверия», кризисных центров, в которые они могут обратиться. Консультирование в связи с опасным половым поведениемКонсультирование подростков с опасным половым поведением должно быть напрямую направлено на изменение поведения, которое приводит их к риску. Подростки должны быть информированы о риске возникновения ВИЧ и других ИППП (инфекций, передающихся половым путём) таким образом, что бы они могли выбирать: остановиться или изменить свое сексуальное поведение, использовать презервативы и вести безопасную половую жизнь. Подростков с уже имеющимися заболеваниями, в особенности с заболеваниями, вызывающими изъязвления, такими как простой герпес или сифилис, необходимо информировать о близости между этими заболеваниями и ВИЧ-инфицированием.Необходимо объяснять подросткам, что воздержание от сексуальных контактов — самый эффективный способ избежать нежелательной беременности и ИППП (включая ВИЧ). С целью профилактики инфекций, передающихся половым путем (включая ВИЧ), медицинские работники должны не только объяснять механизмы передачи, симптомы заболевания, но и помочь осознать подросткам, ведущим активную половую жизнь, как снизить риск возникновения этих заболеваний. Следует не только говорить об использовании презерватива (и обучать, как правильно их использовать), но и советовать воздерживаться от половых контактов. Врачи должны обеспечивать подростков с ИППП и ВИЧ-инфекцией информацией о том, что больной должен рассказывать о своем заболевании своему сексуальному партнеру. Подростки должны быть информированы об ответственности за заражение своих половых партнеров. Необходимо разъяснить правила поведения в быту, обеспечивающие безопасность для окружающих. Также при консультировании подростков необходимо выявлять: уровень информированности о причинах возникновения, жалобах, симптомах ИППП; знают ли они какие заболевания в настоящее время относятся к данной группе. Не менее важно выяснять, знает ли подросток, куда можно обратиться за помощью при появлении симптомов. Важным разделом консультирования должна стать психологическая и социальная поддержка больных. Детальное информирование о состоянии здоровья уменьшает тревожность и депрессию как подростков, так и их родителей. Подростки должны знать, что все ИППП, кроме СПИДа, излечимы, если правильно поставлен диагноз, а лечение начато своевременно и доведено до конца. Но если заболевший не лечится, то развиваются трудноизлечимые осложнения. В беседе с подростками важно убеждать их отсрочить раннее начало половой жизни. Врачи должны быть внимательны к темам, связанными с подростковой сексуальностью и быть готовыми деликатно расспрашивать о половой жизни у всех своих пациентов-подростков. Консультанту важно помнить, что риск раннего начала половой жизни и незапланированной беременности во многом зависит от темпов полового и психосексуального созревания подростков и наиболее высок у девушек с ускоренным психосексуальным развитием. Медицинские работники должны быть уверены, что подростки, ведущие половую жизнь, имеют достаточно знаний о методах контрацепции и допускают их использование. Если половые контакты подростка являются эпизодическими, то для предотвращения нежелательной беременности следует рекомендовать презерватив. В случае разрыва презерватива или незащищенном сексе следует настоять на применении экстренной посткоитальной контрацепции. Для подростков, ведущих регулярную половую жизнь, предпочтительны комбинированные оральные контрацептивы. Их выбор должен быть основан на данных здоровья и гормонального фенотипа девушки. При консультировании беременных подростков, врач в первую очередь должен выяснить вопросы, касающиеся половой жизни – о сексуальной активности, методах контрацепции, которые использовались ранее и в настоящее время; чем закончилась последняя нежелательная беременность. Во время, когда девушка ожидает результатов теста на беременность, у консультанта есть возможность обсудить ее чувства и ожидания по поводу ее возможной беременности. Врач должен сообщить девушке-подростку о результатах теста на беременность конфиденциально. Консультанты должны оказывать полную медицинскую и психосоциальную поддержку всем беременным подросткам. Реакция на диагноз беременности может быть разнообразной. Одни подростки могут быть довольны своим диагнозом; в то время как другие огорчены или находиться в замешательстве. Некоторые из них, возможно уже обсуждали возможный исход беременности со своими родителями или партнерами и педиатрам нужно быть очень внимательными к семейным, социальным и культурным особенностям, которые могут повлиять на девушку при принятии решения об исходе беременности. Нужно способствовать тому, чтобы девушки рассказывали о беременности родителям, которые могли бы помочь принять решение. Поэтому консультанты должны объяснять, как может быть полезно вовлечение родителей в процесс обдумывания, и что они могут поддержать их в этой ситуации. Если родительская поддержка не возможна, девушкам нужно советовать найти человека, которому они могли бы довериться и обсудить ситуацию. Это может быть кто-то из родственников, учитель, социальный работник или священник. Это крайне важно для подростков от 12 до15 лет. Получить квалифицированную помощь по вопросам контрацепции можно на Молодёжном информационно-консультативном портале. Обобщая все вышесказанное, можно предположить, что профилактика рискованных форм поведения будет эффективна, когда у подростка будет: 1. Информация. 2. Мотивация. 3. Необходимые поведенческие навыки.
|