Специалистам & Родителям
Доступная информация от Доктора Зига - путь к пониманию и изменениям!!! |
ГЛАВНАЯ | РОДИТЕЛЯМ | СПЕЦИАЛИСТАМ | КАРТА САЙТА |
Актуальные темы сайта | Модели диагностики и лечения |
Вот некоторые из наиболее часто встречающихся поведенческих реакций подросткового возраста. Реакция группирования со сверстниками - подросток перестает быть "домашним" ребёнком, вовлечённым в дела семьи, и для него становится важным мнение сверстников, подросток уже мало интересуется жизнью семьи, его тянет к друзьям-приятелям. Это очень важная и необходимая поведенческая реакция в жизни подростка - это залог будущих успешных или неуспешных отношений с людьми, залог умения строить отношения, отстаивать свою точку зрения, уметь выслушивать чужую. Это также построение своей самооценки и представления о себе (на языке специалистов - я-концепции), понимание себя через познание других таких же подростков, понимание своих мыслей и поступков. Установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а свое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознанно. Если родители жестко противостоят стремлению подростка общаться со сверстниками, то это может привести к заострению этой реакции, к её усилению, и тогда реакция из нормативной, возрастоспецифической перерастет в условно патологическую, когда по каждому удобному и неудобному поводу подросток будет демонстрировать родителям и педагогам, кто для него важнее, и чьё мнение он ценит больше всего на свете. Однако нормативная реакция группирования может и сразу принимать условно-патологический характер, когда подросток в силу тех или иных обстоятельств попадает под влияние каких-либо "неблагополучных" товарищей, которые подсаживают на наркотики, предлагают алкоголь (о курении уж и не говорю), вовлекают в криминал. В этом случае тревогу надо бить сразу. Ещё одна часто пугающая родителей и педагогов подростковая реакция - это реакция эмансипации, когда подросток с особой щепетильностью и даже враждебностью начинает отстаивать свою независимость в тех или иных вопросах. Родители жалуются, что подросток перестаёт выполнять просьбы, устраивает всё по-своему, в ответ на настойчивость со стороны родителей - грубит (так это оценивают родители), раздражается, замыкается, хлопает дверьми и т. п. Смысл этой реакции - пробовать контролировать события своей жизни самому. Это тоже очень важно, так как формирует жизненную позицию во взрослой жизни - плыть по течению, подчиняться, или самому активно влиять на свою судьбу, руководить, управлять. Кроме того, сознание того, что что-то решил или сделал сам, очень влияет на самооценку и представление о себе, придает уверенности. Если родители и педагоги чрезмерно реагируют на проявление попыток независимости подростка, то это заостряет и усиливает эту реакцию, переводя её в условно-патологическую, проявлениями которой может быть ранний уход подростка из дома , из родительской семьи, разрыв отношений с родителями. Как пережить этот сложный период и родителям, и подросткам, можно попытаться разобраться на очной консультации у психолога или психотерапевта. В принципе, можно помнить, что подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет) - это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Это достаточно трудный процесс как для самого подростка, так и для его семьи, поскольку семья не всегда готова отпустить подростка. А подросток не всегда может адекватно распорядиться своей самостоятельностью. Однако последствия незавершенного отделения от семьи - неумение взять на себя ответственность за свою жизнь - могут наблюдаться не только в молодости, но и в зрелом, и даже в пожилом возрасте. Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью. Подросток, юноша, девушка в определенный момент своей жизни ощущают необходимость стать (осознать, почувствовать себя) настоящим мужчиной или настоящей женщиной, доказать свое право называться взрослым человеком не только окружающим, но и — возможно самое главное — самому себе. В древности существовали так называемые обряды посвящения, или инициации, которые совершались несколько раз на протяжении жизни человека. Суть их заключалась в том, что в результате выполнения каких-либо действий инициируемый обретал новый социальный статус. В частности, мальчик становился мужчиной, а девочка — женщиной. Мужчиной или женщиной не в узко физиологическом плане, а в плане принятия на себя социальной роли мужчины или женщины, т.е. принятия всех связанных с этой ролью прав и обязанностей. В разных культурах обряд инициации происходил по-разному. Чаще всего это было настоящее испытание, требующее от молодого человека немалых усилий и нередко связанное с риском для жизни. После прохождения подобного испытания в самоощущении молодого человека происходило перерождение, возникало ощущение себя "уже взрослым", и окружающие официально признавали инициированного "настоящим мужчиной" или "настоящей женщиной", и ни у кого не возникало сомнений в соответствии их новому статусу ("тебе еще рано, ты еще маленький"). В настоящее время много "инфантильных" молодых людей и девушек (т. е. созревших в физическом, половом, физиологическом смысле), но остающихся детьми в смысле эмоциональном и волевом. Эта часть подростков и юношей не прошла в своей жизни "обрядов инициации", и долго (а некоторые и на всю жизнь) остаются детьми - зависимыми, ведомыми, капризными, обидчивыми и ждущими от других заботы без взаимной отдачи (установка "мне должны"). И во многом это - результат игнорирования таких "инициализирующих" процедур взрослыми членами общества. Есть и другая часть подростков, которые пытаются спонтанно реализовывать свою потребность в этих "инициализирующих" процедурах. Но спонтанные (и простые) их виды всем хорошо известны - начать курить, пить алкоголь, вступать в половые связи, участвовать в агрессивных группировках - а это лишь жалкий суррогат ощущения себя "взрослым". Но есть и третья группа подростков, которым в жизни повезло больше, чем подросткам из первых двух групп. На их жизненном пути и на протяжении детства, и в момент возникшей в них потребности чувствовать себя взрослыми находились социально приемлимые процедуры инициации, испытания, которые помогли юношам и девушкам испытать, "попробовать" себя, "примерить" различные позитивные формы поведения, роли и, благодаря всему этому, обрести уверенность в своих силах и возможностях, внутренне стать взрослыми. Один из путей обрести внутреннюю уверенность в своей взрослости — пройти испытание, своеобразный тест на зрелость, пройдя который молодой человек внутренне изменяется (изменения касаются его отношения к тем или иным вопросам, его образа мыслей). Часто родители и педагоги с негодованием, а иногда и ужасом наблюдают за увлечениями своих подрастающих детей. На приёмах звучат упрёки типа "лучше бы об учёбе думал(а), а он(а) тем-то и тем-то занимается". Речь идёт о реакциях увлечения, или хобби-реакциях. Нормативной можно считать хобби-реакцию, которая в целом не нарушает адаптацию подростка, т. е. хобби не захватывает настолько, что подросток ничем, кроме хобби, не занимается. Другое дело, что хобби подростков может в принципе не нравится взрослым - но это уже проблемы самих взрослых (если конечно хобби не сопряжено с причинением вреда себе или другим людям). Подростковые хобби подобны ветрянке - этим переболеют, и всё будет хорошо. Но если родители начнут преследовать подростка за то или иное увлечение, или при каждом удобном случае говорить, что это - полная ерунда, а думать надо о ... (будущем, учебе, карьере и т. п.), то реакция увлечения выльется в протестные формы и нигилизм всех без исключения взрослых ценностей. Так что родителям следует набраться терпения и уважительно относиться к музыке, которую слушает подросток, атрибутике и одежде, которую он носит, взглядам, которые он выражает. Смысл этой реакции может быть разный - от стремления к объединению с себе подобными до эстетического наслаждения в одиночестве, от стремления испытать себя до ощущения чувства безопасности, но в любом случае хобби - это способ получить удовольствие, расслабиться, заглянуть в себя, что тоже чрезвычайно важно для подростка. Частенько приходится сталкиваться и с "деликатными" вопросами, которые волнуют родителей. Ранний интерес к противоположному полу (а то и к собственному), интерес к эротике, порно-сайтам, "рукоблудие" (мастурбация) , "грязные" разговоры, сальные анекдоты - всё это пугает родителей. А уж если что-нибудь произошло где-нибудь в учебном заведении, а педагоги отреагируют неадекватно, усилив или извратив картину происшедшего, то последствия могут быть весьма трагичны - вплоть до ухода подростка из жизни (более "мягкий" вариант - "забить" на школу, пуститься "во все тяжкие" - алкоголь, наркотики). Нормативной возрастоспецифической реакцией, связанной с половым созреванием и формирующимся сексуальным влечением, можно считать исследовательский интерес, который подросток проявляет наедине или с друзьями-сверстниками. Это способ "заземления" (т. е. сброса напряжения, тревоги) волнующих подростков эротических и других телесных переживаний (физиологические изменения своего тела - рост груди у девочек, полового члена и яичек у мальчиков, появление незнакомых ранее ощущений - эрекции). Подростки снимают свою тревогу ("всё ли у меня нормально?") групповым смехом. Взрослые, кстати, могут вспомнить, что во многих "взрослых" журналах, телепередачах юмор на сексуальные темы (причем зачастую не менее "грязного" характера) присутствует постоянно. Что могут делать родители - так это в удобный момент адресовать подростка к специалистам или информации, которые помогут ему (ей) найти ответы на вопросы, или спокойно, без паники и суеты, самим дать нужную информацию (если удалось сохранить со своим чадом доверительные отношения и сами родители имеют необходимую информацию и умеют деликатно ее передать подростку). Поможет в информировании юношей и девушек и Молодежный консультативно-информационный портал . Родителям надо помнить, что основной биологический и физиологический смысл подросткового возраста - это половое и психосексуальное созревание, определение своей психосексуальной ориентации и своих предпочтений, и только на втором месте уже стоят психосоциальные приоритеты (к примеру, учёба). Кстати, учеба для подростка в основном - это не приобретение знаний, а возможность пообщаться со сверстниками, "себя показать и других посмотреть", определить свое место в группе. Что касается беспокойств родителей относительно "отклоняющихся" форм психосексуального поведения, то сексологи рассматривают подростковую мастурбацию не как патологическое явление, а как компенсаторный феномен, позволяющий снять физиологический дискомфорт, обусловленный невозможностью удовлетворить половое чувство естественным путем. Патологической следует считать мастурбацию до начала периода полового созревания (гормональной перестройки организма). Абсолютное большинство мастурбирующих подростков хотят половой близости. Они рано и легко вступают в половые контакты. Запреты и запугивания неэффективны. Это вполне допустимый способ реализации своих эротических фантазий. У части подростков мастурбация может вызвать комплекс неполноценности, который будет помехой в половой жизни. Некоторые сексологи считают, что опыт оргазма при мастурбации даже полезен перед вступлением в половую жизнь. В принципе, эротические фантазии могут регулироваться ночными поллюциями. Патологические формы мастурбации: ранняя (до 10–12 лет), частая (несколько раз в день). В таких случаях необходима врачебная консультация. Есть ещё несколько форм проявления подростковой сексуальности. "Петтинг" – это взаимные ласки, приводящие к сексуальному возбуждению и направленные на получение оргазма искусственным путем в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. Наиболее частый случай петтинга – сознательное форсирование поцелуев и тесных объятий до наступления эякуляции и оргазма. Детский психиатр Д.Д. Исаев (1999) рассматривает петтинг как школу общения в области сексуального поведения, умения понимать партнера, а не только как способ сексуальной разрядки. Половая жизнь начинается у половины подростков в возрасте 16–17 лет. Есть прямая зависимость сексуальной активности девушек 15–17 лет от темпов их полового (гормонального) созревания. Подростковая сексуальность оторвана от других составляющих любви. Типична юношеская гиперсексуальность, для которой телесный компонент половой близости гораздо важнее эмоционального. Это, прежде всего, типично для юношей. У девушек такое поведение встречается только при гипоталамической гиперсексуальности и бурном половом созревании (эти состояния должны быть предметом внимания эндокринолога и гинеколога). Чем младше подростки, тем чаще их вовлекают в половую жизнь не по собственному желанию. Технически начать заниматься сексом можно довольно рано, в 12–16 лет. Однако истинное желание и удовольствие от секса у человека появляется, когда он достигает не только половой зрелости (15–16 лет), но и зрелости головного мозга (18–20 лет). В 16–17 лет половую жизнь чаще начинают осознанно. Однако и в этом случае половая жизнь у физиологически незрелых подростков чаще не сопровождается сексуальным влечением. Наличие физиологической потребности (именно физиологической, а не обусловленной "модой" на ранние сексуальные отношения) зависит от темпов и стадии полового и психосексуального созревания . "Сублимация" - перевод сексуальной энергии в социально приемлемое русло, в другие виды деятельности (занятия спортом, творчество, учеба, танцы). Значение и роль секса в жизни человека при сублимации подростки не отрицают, но высокие моральные установки обеспечивают легкость замещения сексуальных переживаний – «знаю, что и когда можно». Данный вариант сексуального поведения для подростков наиболее оправдан и благоприятен с точки зрения влияния на соматическое и репродуктивное здоровье. Поэтому рекомендацией родителям и педагогам может быть рекомендация не подавлять, а направлять сексуальную энергию подростка в безопасное для его (ее) же здоровья русло. Важная особенность подросткового возраста – возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания (гормональной перестройки, запрограммированной генетически) у разных подростков. Например, в одном и том же классе при календарном возрасте 14 лет часть учеников будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть – 14 годам, а часть – 16–18 годам. В связи с этим учителю и родителям следует соотносить свои требования к подростку с его биологическим возрастом. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Поэтому при одном и том же календарном возрасте, например, сексуальное влечение у разных подростков будет неодинаковым. Различной будет потребность в сексуальной информации и в мерах профилактики рискованного поведения. Ещё один важный момент - это понимание родителями и педагогами того, что функционирование центральной нервной системы подростка в большей степени определяется уровнем половой зрелости (гормональным фоном - "гормоны играют"), чем календарным возрастом (вспомните об основном биологическом и физиологическом смысле подросткового возраста - об этом уже было сказано выше). Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга, и, как следствие, на поведение и эмоциональные реакции подростков. Интеллектуальные способности учащихся при этом могут временно снижаться, не надо делать из этого трагедию! В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться так называемая тотальная влюбленность (подробнее об этом на страничке о психосексуальном развитии). Вообще для подросткового возраста характерно рискованное поведение, обусловленное «пробами взрослой жизни» — курением, употреблением алкоголя, наркотиков и различными сексуальными практиками. В заключении можно сказать, что наиболее значимыми проблемами в жизни современные подростки считают внешний вид и изменения, происходящие в организме и с телом; а также сексуальный опыт и сексуальные проблемы; взаимоотношения со сверстниками, отношения с родителями и взрослыми вообще. Рекомендую прочитать: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Мама дорогая! Тутта Ларсен и Алексей Кортнев о сложностях общения подростков со сверстниками. |
|