Специалистам & Родителям
Доступная информация от Доктора Зига - путь к пониманию и изменениям!!! |
ГЛАВНАЯ | РОДИТЕЛЯМ | СПЕЦИАЛИСТАМ | НОВОСТИ | ТЕМЫ САЙТА | Группа ВКонтакте |
Модели диагностики и лечения | ПОМОЩЬ САЙТУ |
Маленькие дети интересуются гениталиями. Пугаться этого не следует. Детям просто интересно знать, что скрыто под одеждой. Никакой «сексуальной озабоченности» в этом нет. Интерес к гениталиям у маленьких детей чисто познавательный. При этом ребенок начинает понимать, что у тех детей, которых называют мальчиками, под одеждой скрыто одно, а у девочек – другое. Дети также видят, что мальчики и девочки мочатся по-разному. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов и т. д.). Дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора чаще в дошкольном возрасте, но иногда даже в 11—12 лет. Если родители обеспокоены таким любопытством ребенка, они могут сами рассказать, чем мальчики отличаются от девочек. В противном случае интерес к разглядыванию гениталий может стать чрезмерным. Очень важно предоставить ребёнку информацию в той форме и в том объеме, который он способен воспринять в соответствии со своим возрастом. Две крайности таковы: первая - это когда в ответ на вопрос ребёнка (к примеру) "а откуда берутся дети?" родители покупают энциклопедии и атласы по соответствующей теме и начинают усиленно просвещать своего ребёнка (хотя в этом он совсем в данный момент и не нуждался). Вторая крайность - это демонстрирование смущения и молчание в ответ (в лучшем случае) или фразы типа "мал ещё" (в худшем случае). Адекватной реакцией родителя в ответ на такой вопрос ребёнка могла бы быть демонстрация заинтересованности любознательностью ребенка, демонстрация спокойствия и дача информации, достаточной для утоления познавательного интереса ребёнка (к примеру, ответ типа "ты сначала рос в животике у мамы, а потом выпрыгнул оттуда"). Таким образом из психосексуального воспитания следует исключить любые крайности. Огромный вред может нанести избыточная информация, в равной степени как и недостаточная. Что самое главное для родителей и педагогов, так это определить «зону охвата» подобных тем, соразмерно развитию личности ребенка, которая будет доступна для понимания в данном возрасте. В своем психосексуальном развитии ребёнок проходит ряд стадий. При этом следует понимать, что половое развитие и психосексуальное развитие не являются синонимами. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» – только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение. Половое развитие – это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия. Психосексуальное развитие – это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, адекватной направленности полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения, формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания. Понятия половое развитие и психосексуальное развитие соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а психосексуальное развитие – духовную основу (содержание). Родившийся ребенок, естественно не знает, к какому полу он относится, и осознание своей половой принадлежности идет постепенно, под воздействием, в первую очередь, имени (мужского или женского), которое ребенок получает в зависимости от гражданского пола, одежды, которую он носит, игр, в которые он играет, и, что очень важно, от поощрения или наказания, если его внешний облик или форма поведения не соответствуют общепринятому стандарту для данного пола. Первые 1,5-2 года авторитет родителей в первую очередь матери, чрезвычайно высок. «Мама сказала» - и это не подлежит сомнению во всех случаях, в то числе когда ребенку отвечают, кто он: мальчик или девочка. В отношении имени не рекомендуется давать детям имена, которые могут носить как девочки, так и мальчики (это может запутать ребёнка в осознании своего пола - "Саша", "Женя" и т. п.) В дошкольном возрасте наступает понимание разницы между девочками и мальчиками, осознавание себя как девочки или мальчика. Ребенок сам видит разницу в одежде, телосложении, походке, актах мочеиспускания, уловливает разный тембр голоса, и делает вывод, что весь окружающий мир делиться на мужчин и женщин, ищет свое место в этом мире. Если еще в 2-3 года ребенка можно уговорить стать на один день лицом другого пола, то уже к 4-5 годам сделать это становится все труднее и даже невозможно. За этот срок жизни практически все дети удовлетворяют свое естественное детское любопытство, направленное на исследование всего того, что его окружает. Невольно он обращает внимание и на свое тело, его строение и предпринимает попытки сравнивать свое тело с телом сверстников, не пропуская детали. Рано или поздно возникает потребность изучить особенности строения тела лица противоположного пола, и, как правило, это осуществляется с 2-х до 4-5 лет. Причем чем позже это будет сделано, тем больше вероятность эмоционально-негативной оценки увиденного, как чего-то постыдного и грязного. Как факт экспериментирования со своим телом и утверждения себя в выбранной роли следует рассматривать и так называемые сексуальные игры детей, более правильно называемые как ролевые игры с сексуальным содержанием. Трех-пяти летние дети играют в «доктора», «маму и папу» и т.п., где присутствует обследование тел, что очень волнует родителей, наблюдающих интимные игры своих детей. Обычно после 5-6 лет, если ребенок уже «проиграл», эти игры и удовлетворил свои глубоко интимные чувства, интерес к обнаженному телу проходит, по крайней мере, до пубертатного возраста. Если же такого экспериментирования не произошло, возможна фиксация на этой тематике в более старшем возрасте (в частности, в младшем школьном возрасте сверстники называют таких детей "сексуально озабоченными" - такие дети, не проиграв возрастные роли в полагающемся дошкольном возрасте, "отыгрывают" их на следующем возрастном этапе.
Другой причиной, заставляющей родителей не спать ночами и обращаться к врачам за помощью, является детский онанизм. Сексопатологическая практика показывает, что мастурбация – это удел детей робких, легко ранимых, впечатлительных и главное – одиноких, несмотря на возможное присутствие родственников. Именно поглаживание себя в области тех или иных эрогенных зон, ребенок находит удовлетворение от недостатка тепла, внимания любви, самых близких ему людей, и в первую очередь – матери. Врачи поэтому все чаще находят, что детская мастурбация – это не болезнь самого ребенка (хотя и не всегда), а показатель неблагополучия в эмоционально-психических взаимоотношений в семье, где растет данный ребенок. Поэтому первой реакцией родителя на замеченную мастурбацию детей может быть анализ своего отношения к ребенку и пересмотр этого отношения в сторону увеличения внимания, ласки и заботы по отношению к нему. Ну а если вы застали своего дошкольника за этим делом - тогда просто (без крика и паники) объясните ему примерно следующее: что пипиську трогать без нужды нельзя, т. к. она может тогда заболеть, и будет больно писать. И тут же отвлекитесь на другие интересные ребёнку темы - предложите вместе поиграть во что-нибудь интересное. А главное - увеличьте долю внимания, ласки и проявлений заботы! В младшем школьном возрасте дети примеряют на себя роли мужчин и женщин. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Навыки и стиль полоролевого поведения ребёнка формируются в играх и быту. Мальчик усваивает мужской тип поведения, девочка – женский. Это реализуется, прежде всего, через правильное поведение и распределение ролей матери и отца в семье. Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка. Родители воспринимаются как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Такого рода «семейные» игры могут отражать широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом газеты перед телевизором, выполнение матерью работ по дому) до имитации полового акта. При участии в играх детей разного возраста младшие сначала выполняют роль дочки, сына, а по мере взросления и обучения переходят на роли матерей и отцов. Общение со сверстниками чрезвычайно важно в этом возрасте. Помните: если ребенок в силу каких-то причин был лишен роскоши общения со сверстниками, то он много потерял и этот пробел в будущем будет восстановить довольно трудно, ведь он так и не стал свидетелем знакомств, разочарований, влюбленностей своих друзей, не пережил все это эмоционально за друзей, не дал оценки того или иного стиля отношений людей разного пола при контактах. Самоутверждение себя как представителя того или иного пола практически всегда происходит полноценно лишь в однополой группе, будь то дворовая компания, спортивная секция, или коллектив одноклассников. Проживая со своей группой большую часть свободного времени, подросток получает самую сокровенную информацию о различных аспектах окружающей его жизни, в том числе и того, что касается всеобъемлющих отношений между мужчиной и женщиной. Младший школьный возраст, на который приходится полоролевой этап психосексуального развития, заканчивается к 11-12 годам. Возраст 12 лет – возраст во многом критический. С колебаниями в два года в обе стороны от этой цифры большинство детей вступают в возраст полового созревания и если до этого возраста оценка происходящего шла на чисто рассудочном уровне, то теперь на процесс взросления все активнее влияют половые гормоны, резко обостряя эмоциональную сторону общения между полами. Огромное значение в приобретении той или иной половой и психосексуальной роли в процессе развития ребёнка имеют взаимоотношения в семье. К примеру, если в семье на всем протяжении жизни в ней ребёнка существовало эмоционально сдержанное, требовательно-властное отношение матери и ласковое разрешающее поведение отца, то это может способствовать формированию у девочек маскулинных проявлений (формирование "мужского" характера), а у мальчиков – фемининных (формирование "женского" характера). Полноценность семьи представляется особенно значимой. Если мальчик растет без отца, он с трудом будет выполнять мужскую роль в собственной семейной жизни. Не будет способствовать его гармоничному развитию и наблюдение отца в роли «подкаблучника».Родителям надо знать, что стремление мальчика одеваться в женское платье, а девочки – верховодить мальчишеской компанией может служить ранним признаком серьезных проблем в последующие годы, когда наступит время идентифицировать себя как женщину или мужчину с соответствующим полоролевым поведением в обществе (риск формирования гомосексуальности). Социальная изоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, но и у животных. Дальнейшее психосексуальное развитие уже теперь подростка проходит на гормонально насыщенном фоне, т. к. усиленно начинают функционировать половые железы организма (а их включение предопределено генетически, самой природой). В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, – чувство ответственности. Если в своем развитии подросток вступил в этот этап дальнейшего развития своей сексуальности (так называемый этап формирования психосексуальных ориентаций), то первая его стадия – формирование платонического либидо – характерна влюблённостью, увлечением романтической литературой, поэзией, воспевающей чувства влюбленных. Платоническая любовь - страдания, восхищение, мечты, у каждого подростка постепенно вырабатывается своеобразный, индивидуальный для каждого эталон желанного «рыцаря» или «принцессы», который он (она) сознательно или подсознательно начинает искать вокруг себя. Понимание и освоение мысли о том, что без влюбленности, нежности, страданий и переживаний, заботы друг о друге не может быть полноценной любви убережет подростка от ранней и опасной половой жизни. Самое главное в ранней подростковой влюбленности – стремление к духовному общению. При этом подростки должны кое-чему научиться, а именно: научиться общению наедине, уметь решиться написать записку, признаться в любви. К завершению стадии чисто мальчишеские и девичьи компании распадаются, появляется интерес к совместным «тусовкам» и общению парами. Отношение к платонической стадии со стороны родителей и педагогов должно быть чутким, ни в коем случае нельзя высмеивать все эти ахи и вздохи. Именно ранняя подростковая влюбленность в значительной степени формирует эмоциональность и чувственный компонент любви. Если этого не произойдет, останется только телесный бессознательный компонент, "секс", и сегодня сексуальность подростков становится все более бездуховной. К сожалению, традиционно и в семье, и в школе проявления детской влюбленности стараются подавить, что и ведёт к видению подростками в любви одного лишь "секса". Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут толкнуть подростка на девиантное или даже суицидальное поведение, реакции оппозиции, протеста, уход из дома. Родителям и педагогам следует с пониманием и терпением пережить этот этап, понимая, что неизбежно наступит следующий.
И когда в подобные платонические страдания постепенно начинают вплетаются эротические фантазии, желание дотронуться до любимого человека, пусть пока это только фантазии, и до их реализации дело может не дойти, но они свидетельствуют о переходе личности из одного состояния любви – платонической в другую, более зрелую – эротическую, наполненную чтением любовной литературы, поиском соответствующих видеофильмов, увлечением разговорами на любовную тему (послушайте, о чём говорят в подростковых компаниях, а как говорят! ;-)).
Соответственно этому и сны могут приобретать свой специфический эротический характер, сопровождаться у мальчиков поллюциями (семяизвержением). Тут родителям важно снять тревогу подростка (ведь часто за нарушениями поведения, грубостью по отношению к родителям стоят именно страх перед физиологическими изменениями в организме, которые пугают и тревожат подростка) - просто скажите подростку, что всё происходящее с ним - нормальный процесс развития, и волноваться по этому поводу не стоит. Имеет смысл родителям и вспомнить всё, что они знают о мастурбации, т. к. в этот период подростки вполне могут начать эксперименты, но уже по другим мотивам, нежели мастурбируют дети-дошкольники.
Итак, на этом этапе появляется потребность в ласках и телесном контакте. Подростки учатся чувствовать своего возлюбленного, изучают собственные реакции. Пробуждается интерес к эротике, поиску аналогов своих переживаний в книгах и фильмах. В школах могут возникать эпидемии влюбленности, когда подростки совершенно теряют интерес к учебе (и это закономерный этап развития!). В фантазиях и реальности - поцелуи и объятия с объектом влюбленности ("обжимания"). Если в этот период у девочки нет реального объекта влечения, она находит его в своих мечтах среди популярных артистов, деятелей шоу-бизнеса и при этом фантазии могут быть очень яркими и нереальными. Девушки эти фантазии отражают в письмах своим кумирам. Такими посланиями изобилуют многие молодежные периодические издания. Другая форма практической реалиjavascript://зации возникшей потребности – безудержное, умиленное и непредсказуемое поведение девушек-фанаток на концертах своих кумиров. На дальнейшее становление психосексуальных ориентаций подростка будут продолжать оказывать влияние как биологические факторы (уровень половых гормонов, чувствительность к ним органов-мишеней, генетическая программа), так и социальные, в том числе семейные взаимоотношения и отношения со сверстниками. И когда эмоциональный (платонический) и телесный (эротический) компонент этапа психосексуальных ориентаций у подростка отыгран, неизбежно наступает кульминационный компонент - половых отношений. Кстати, если уважаемые взрослые вспомнят историю своих отношений с предметом своей любви, то без труда увидят, что вновь возникающие отношения любви между взрослыми людьми проходят в своем развитии те же этапы (платонической влюблённости, эротических фантазий и ласк, и наконец, половых отношений), что проходят в своем психосексуальном развитии подростки. Перед периодом полового созревания можно и нужно и самим родителям, даже без соответствующих вопросов подготовить юношу или девушку к переменам происходящим в их теле и психике, объяснив, что все это нормально, естественно, не зазорно, что менструация или поллюция – не болезнь, что естественен и интерес к лицам противоположного пола, что на этом будет основываться в дальнейшая крепкая дружная семья.
|
|