Доктор Зиг Специалистам & Родителям
Доступная информация от Доктора Зига - путь к пониманию и изменениям!!!
Консультирование
ГЛАВНАЯ РОДИТЕЛЯМ СПЕЦИАЛИСТАМ НОВОСТИ ТЕМЫ САЙТА ГОСТЕВАЯ КНИГА.
Модели диагностики и лечения
Найти: на
ПОМОЩЬ САЙТУ

Неправильное (негармоничное)
воспитание ребёнка

Что мешает родителю в построении отношений с детьми и какие роли могут играть родители по отношению к детям.

Временами случается, что родители, не осознавая того, решают свои психологические (личностные) проблемы за счет ребенка. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность) родителя, чаще всего неосознаваемая им, которую он пытается решить за счет воспитания ребенка. В литературе можно встретить описание по крайней мере 8 подобных источников нарушений воспитания:

1) Расширение сферы родительских чувств – обусловливает такие нарушения воспитания как потакание ребёнку в его капризах (так называемая потворствующая гиперпротекция) или полное руководство и управление ребёнком, контроль его жизни в малейших мелочах (специалисты называют такой тип воспитания доминирующая гиперпротекция). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь», к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возможностям, что в итоге приводит к недовольству ребенком и конфликтам, нарушениям поведения в подростковом возрасте (если ребёнок сопротивляется) или к невротическим расстройствам (если ребёнок держит "всё в себе").

2) Предпочтение в подростке детских качеств – обусловливает стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

3) Воспитательная неуверенность родителя – обусловливает потворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место», которое может быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других случаях на формирование этой особенности могли повлиять отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

4) Фобия утраты ребенка – обусловливает потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. Родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о «хрупкости», болезненности ребенка. Источники такого отношения – долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые заболевания.

5) Неразвитость родительских чувств – может обусловливать такие нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо личностные особенности родителя, например, шизоидность.

6) Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств – обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в самом себе.

7) Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания – может обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же – склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.

8) Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола (родитель неосознанно поощряет поведение у своего ребёнка, характерное для другого пола) – обусловливает либо потворствующую гиперпротекцию (если ребёнок следует этому желанию родителя), либо эмоциональное отвержение (если ребёнок сопротивляется и не хочет вести себя как лицо противоположного пола).

Чтобы узнать, что мешает вам в воспитании вашего ребёнка, вы можете сделать тест. Правда, чтобы узнать о результатах, вам нужно придти на приём в Кризисную службу.

Роли родителей в отношениях с детьми.

В целом же для нормального развития ребенка во всех возрастных периодах (раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте) родителям необходимо осознавать, какую роль по отношению к ребёнку они в данный момент играют. А играть можно в основном три роли: роль помощника, роль руководителя и роль товарища. В чем же и как эти роли родителей проявляются?

Роль помощника.

1) Заинтересованность и помощь родителей. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

2) Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3) Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях. Положительные эмоции связаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4) Признание и одобрение со стороны родителей.

5) Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

Роль товарища.

Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, приобретают иные интересы и иную точку зрения.

Роль руководителя.

1) Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов, приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

2) Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

Вы можете узнать, как поступать (какую роль по отношению к ребёнку играть в данный момент с учетом ситуационных обстоятельств, принципиальности вопроса, эмоционального состояния ребёнка и вашего), выполнив несложный тест. Возможно, потребуется некоторое время для загрузки, т. к. это документ PDF.

УДАЧИ!


Информация
для специалистов

Принципы консультирования подростков

Сексуальное насилие
над детьми

Ещё информация
для специалистов...



Для родителей

Агрессия у детей

Кризис 2 - 3 лет

Первоклассник
(рекомендации родителям)

Подготовка к школе

Сексуальное развитие детей

Отклоняющееся психосексуальное поведение детей

Насилие в семье и школе

Поведенческие реакции подростков

К другим темам...



Хобби

Международный язык эсперанто

Радиостанции и ТВ в Интернете

Музыка



Родительские сказки

Список сказок

Сказка про Лошадку

Сказка про Ёжика

Синяя Блузочка

Гуси-Лебеди



Социальная реклама

Консультация детского психолога или психотерапевта

О Кризисной психологической службе для детей и подростков в Санкт-Петербурге



Оставить отзыв

Гостевая книга сайта


Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz