Специалистам & Родителям
Доступная информация от Доктора Зига - путь к пониманию и изменениям!!! |
ГЛАВНАЯ | РОДИТЕЛЯМ | СПЕЦИАЛИСТАМ | НОВОСТИ | ТЕМЫ САЙТА | ГОСТЕВАЯ КНИГА. |
Модели диагностики и лечения | ПОМОЩЬ САЙТУ |
Психиатр, психотерапевт, психологКто такие, чем занимаются?На этой странице вы найдёте: примерный перечень основных характеристик и функциональных обязанностей специалистов, взаимодействующих при оказании помощи больным в психиатрических и психотерапевтических учреждениях (см. также приложения 1-12 к Приказу Минздравмедпрома России от 30.10.95 N 294); ответы на вопросы: что мешает эффективно взаимодействовать пациенту и врачу, почему между врачом и пациентом возникает непонимание, что можно делать, если вы недовольны своим врачом и что делать врачу, если он недоволен пациентом.Врач - психиатрИмеет высшее медицинское образование. Где можно найти врача-психиатра? В системе оказания психиатрической помощи - в районных или городских психоневрологических диспансерах (ПНД), психиатрических стационарах. В системе оказания общей медицинской помощи - в некоторых поликлиниках (кабинет психиатра), в некоторых стационарах (врач-психиатр - консультант соматического отделения), специализированных междисциплинарных консультативных центрах (в сотрудничестве с психиатром там могут работать психологи, дефектологи, логопеды, педагоги, невропатологи и другие специалисты).Контингенты обслуживания: лица, страдающие психическими и эмоционально-поведенческими расстройствами и нуждающиеся в диспансерном наблюдении, стационарной или полустационарной помощи, консультативно-лечебной помощи. К основным обязанностям, помимо диагностических и лечебных, относится также организация лечебного процесса и взаимодействия специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи. Врач - психотерапевтОбразование высшее медицинское. Специализация по психиатрии. Стаж практической работы в качестве врача-психиатра не менее 3 лет.Контингенты обслуживания: больные неврозами, другими пограничными психическими и психосоматическими расстройствами. Больные с психическими заболеваниями в стадии ремиссии, вне обострения. Больные, нуждающиеся в консультативной лечебной помощи. Основные обязанности при самостоятельной работе в качестве ведущего специалиста, работающего во взаимодействии с медицинским психологом, специалистом по социальной работе и др. Определяет план ведения и обследования пациента. Осуществляет консультативную работу по оценке неотложных состояний при разборе сложных случаев для диагностики и терапии. Внедряет в практику современные психотерапевтические методы лечения, психопрофилактики и психогигиены. По данным Всемирной организации здравоохранения, в психотерапевтической помощи нуждаются 3-15% населения планеты. К сертифицированным специалистам обращаются не более половины нуждающихся: по данным Российской психотерапевтической ассоциации, в прошлом году в Петербурге было зарегистрировано около 400 тыс. обращений. Другая половина пользуется услугами психологов, социальных работников и знахарей. Внимание! Часто психотерапевтами именуют себя люди, не имеющие к ним никакого отношения, не имеющие соответствующий сертификат специалиста. На долю лжеспециалистов, по российской статистике, приходится до 70% рынка психотерапевтических услуг. Сегодня, по разным данным, в Петербурге практикуют около 2 тыс. сертифицированных психотерапевтов. Чтобы оказывать психотерапевтические услуги, врач по закону (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") должен иметь подготовку в области психиатрии и психотерапии и получить лицензию. Если он работает в психотерапевтической клинике, ее получает клиника, если занимается частной практикой - то на свое имя. По разным данным, в Петербурге действует от 60 до 100 "пунктов" оказания психотерапевтической помощи: как государственные (кабинеты психотерапевтов в районных поликлиниках, городские кабинеты консультативной помощи), так и частные клиники. "Сертификат и лицензия на занятие психотерапевтической деятельностью еще не гарантируют клиенту квалифицированную помощь и безопасность, но означают, что врач получил минимум необходимых знаний, - говорит Владимир Курпатов, заведующий кафедрой психотерапии СПбМАПО, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации. - При выборе специалиста надо смотреть, как часто и где он проходил курсы повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), состоит ли в профессиональных сообществах, стоимость приема (для частного центра). Качественный специалист не может стоить 500 рублей в час, потому что его минимальная подготовка обходится в несколько тысяч долларов в год. Хотя бывают случаи, когда хороший психотерапевт ведет приемы в государственных учреждениях почти задаром, а зарабатывает в частных клиниках. По моим подсчетам, сегодня в Петербурге насчитывается не более 60 психотерапевтов, отвечающих всем необходимым требованиям". Медицинский психологОбразование высшее психологическое. Подготовка по медицинской психологии.Контингенты обслуживания: все контингенты больных, требующие по направлению врача психодиагностических исследований и психологической коррекции. Основные обязанности: по направлению врача проводит психодиагностические исследования и длящиеся диагностические наблюдения за пациентами, уделяя особое внимание лицам с факторами риска психических расстройств, в основе которых лежат патопсихологические и патогенные поведенческие стереотипы. Совместно с врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов, выполняет работу по профориентации пациентов с учетом их ценностных установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов. По направлению врача осуществляет мероприятия по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию при оказании помощи пациентам, их родственникам и медицинскому персоналу в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит работу по обучению медицинского персонала в области медицинской, социальной психологии и деонтологии. Совместно с врачом оценивает эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. Оформляет документацию установленного образца. Внедряет в практику современные методы психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования. Специалист по социальной работеОбразование высшее по специальности. Контингенты обслуживания: все контингенты больных, требующие социальной помощи. Основные обязанности: по направлению врача организует индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, тренинг коммуникативных навыков, проведение мероприятий по социально-правовой защите пациентов, взаимодействие учреждения с организациями, оказывающими социальную помощь.Совместно с врачом разрабатывает индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов. Совместно с врачом, медицинским психологом и социальным работником создает терапевтическую среду, терапевтические сообщества пациентов, группы по интересам, осуществляет клубную работу. По направлению врача занимается повышением уровня социальной адаптации пациентов, формированием у них ответственности за свое социальное поведение, разрабатывает и организует мероприятия по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству. Определяет формы работы социальных работников по улучшению социального функционирования пациентов в семье, школе, неформальных группах, производственных коллективах и др. Организует взаимодействие учреждения со средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к лицам, страдающим психическими расстройствами. Организует учебу и осуществляет консультативную и организационно-методическую помощь социальным работникам учреждения. Оформляет документацию установленного образца. Внедряет в практику современные методы социальной работы. Причины неудовлетворенности отношениями врач-пациент.Особенности пациентаили почему врач остается неудовлетворенным результатом общения с пациентом.Личностные особенности: 1. Низкий уровень образования и когнитивный (мыслительный) дефицит пациента (не понимает смысла рекомендаций и действий врача, из-за чего имеет недостаток информации о своем состоянии и необходимых своих действиях). В этом случае врачу нужно объяснять свои действия и назначения на уровне и языке, доступном пациенту, а также в соответствующей манере (директивной). 2. Личностная установка пациента, что здоровье ему "должны обеспечить медики" и что от самого пациента "ничего не зависит". Терпеливое и настойчивое объяснение того, что здоровье человека на 75% зависит от его собственного образа жизни, поведения и эмоционального реагирования и только на 5% - от оказания ему медицинской помощи (остальные 15% и 5% - от состояния экологии и наследственности соответственно) иногда помогает. 3. Скрытность пациента и нежелание сообщать врачу необходимую информацию. В этом случае тактика врача - подчеркивание в каждом удобном случае, что то или иное назначение делается (или не делается) на основе той или иной информации (или ее отсутствия), полученной от пациента и что если бы информация была другой, то и назначения, и тактика врача могли бы быть другими. 4. Личные установки пациента, обусловленные его мировоззрением. Эти установки могут идти вразрез с общепринятыми правилами (негативное отношение к прививкам, недоверие к медикаментам, и т. п.). Это затрудняет эффективное (результативное) взаимодействие с пациентом. В этом случае врачу важно брать письменные отказы, несогласия, и т. п., что подтверждает особенности мировоззрения пациента и определяет его собственную ответственность за свою жизнь и здоровье. (Правда, если поведение пациента представляет особую опасность для себя и окружающих, то в этом случае к нему могут быть применены и медицинские меры принудительного характера, в соответствии с законом). 4. Психологическая несовместимость врача и пациента (по возрасту, полу, характеру). В этом случае даже соблюдение врачом всех "правильных" способов взаимодействия с пациентом будет вызывать у пациента чувство недовольства и неудовлетворенности. Необходимо прервать такое взаимодействие и рекомендовать другого врача. Особенности врачаили почему пациент может остаться недовольным после визита к врачу.Личностные особенности врача: 1. Установка на одну модель взаимодействия врач-пациент (чаще авторитарную), без учета того, какой тип взаимодействия подходит именно для данного пациента. 2. Неумение (нежелание, нехватка времени) на доступном для пациента языке и уровне объяснить суть заболевания и для чего необходимы те или иные назначения. 3. Недостаточная способность врача проявлять (в зависимости от ситуации) гибкость, настойчивость, и другие качества характера, нужные для взаимодействия именно с конкретным пациентом. 4. Психологическая несовместимость врача и пациента (по возрасту, полу, характеру). В этом случае даже соблюдение врачом всех "правильных" способов взаимодействия с пациентом будет вызывать у пациента чувство недовольства и неудовлетворенности. Необходимо прервать такое взаимодействие и искать другого врача.
Для просмотра картинки кликни по ней! |
|