F70 Умственная отсталость легкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжелая
F73 Умственная отсталость глубокая
F70 Умственная отсталость легкой степени
Характеристика состояния
Затруднения проявляются главным образом в процессе школьного обучения.
Ориентировочно IQ - 60 - 80 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера)
(приведенные психометрические стандарты уровней развития интеллекта (IQ) завышены на 10 ед., т.к. используемый в России адаптированный вариант методики Векслера, дает более высокие показатели при аналогичном уровне интеллекта, определяемом по клиническим критериям. Особенно это важно учитывать при диагностике более легких степеней умственной отсталости. Следует также отметить, что уровень IQ не может являться единственным критерием диагностики интеллектуального недоразвития или определения его выраженности):
а) неосложненная;
б) осложненная (церебрастенический синдром, неврозоподобные расстройства, невротические, психопатоподобные, патохарактерологические и психопатические расстройства, речевые нарушения, эписиндром и т.д.).
Условия лечения
а) специализированные детские сады;
б) специализированное обучение (вспомогательные школы, школа-интернат);
в) дневной стационар или стационар (при нарушении адаптации, наличии осложняющей симптоматики, или отрицательных микросоциальных условий);
г) амбулаторное наблюдение.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
- психолог, в том числе, количественное определение интеллекта - тест Векслера;
- логопед;
- окулист;
- невролог;
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
Для установления этиологии
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - по показаниям;
- лабораторное исключение ряда генетических и внешнесредовых нарушений - по показаниям;
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- компьютерная томография (КТ);
- ядерно-магнитный резонанс (ЯМР);
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.
Принципы терапии
Основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическому процессу. Ребенок своевременно должен получать образование по программе, доступной его уровню интеллекта. Большое значение имеет выявление и развитие у детей с умственной отсталостью сохранных (или более сохранных) способностей: у одних - физической ловкости, у других - музыкальности, у третьих - склонности к рисованию и т.д.
Необходима семейная психотерапия, с объяснением родителям всех особенностей ребенка, с обязательным указанием на положительные черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть контакт врача и психолога с педагогами.
При выявлении специфической нозологической формы обменного характера, приводящей к умственной отсталости (ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - с учетом медико-генетической консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на повышение предпосылок интеллекта и на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Выбор терапии (препарат, его дозировка, длительность лечения) производится в соответствии со структурой психопатологического синдрома, возрастом, соматическим состоянием, индивидуальной переносимостью препаратов (препараты нейрометаболического, дегидратирующего, цереброваскулярного действия, транквилизаторы, "малые" нейролептики, противосудорожные, антидепрессивные, общеукрепляющие средства).
Длительность лечения
Лечение психотерапевтическое; комплексное, курсами - 2 месяца, с периодичностью 2 - 3 раза в год.
а) амбулаторное наблюдение до достижения стойкой социальной адаптации;
б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) - 1 - 2 мес. (при наличии осложняющей симптоматики);
в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений - в течение всего срока пребывания ребенка в учреждении.
Ожидаемые результаты лечения
Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.
F71 Умственная отсталость умеренная
Характеристика состояния
Нарушения адаптации проявляются уже в дошкольном возрасте и сохраняются практически в течение всей жизни. Ориентировочно IQ = 45 - 59 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Условия лечения
а) специализированные дошкольные учреждения;
б) в большинстве случаев доступно специализированное обучение во вспомогательной школе;
в) в более тяжелых случаях - пребывание в обучаемой группе системы социального обеспечения;
г) стационар или дневной стационар (при нарушении адаптации при наличии осложняющей симптоматики или отрицательных микросоциальных условий);
д) амбулаторное наблюдение.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно);
- психолог (1 - 3 раза в год);
- логопед (1 - 3 раза в год);
- окулист (1 - 2 раза в год, кратность - по показаниям);
- невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
По показаниям:
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- КТ;
- ЯМР;
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.
Вспомогательные исследования для установления этиологии:
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).
Принципы терапии
При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера - ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, эндокринолог. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Психотерапевтическая работа с семьей. Педагогическая и психологическая коррекция имеет важное значение и при этом, более тяжелом нарушении интеллектуального развития. Следует всемерно способствовать формированию родительских обществ детей с идентичной патологией (болезнь Дауна, синдром Мартина-Белл, ФКУ, синдром Вильямса и др.), что дает родителям лучшее понимание всех особенностей болезни детей, прогноза и возможностей адаптации в настоящее время и в будущем, а также имеет положительное значение для эмоционального состояния родителей, так как в основе деятельности этих обществ лежит возможность оказания взаимопомощи.
Длительность лечения
а) амбулаторное наблюдение. Дети имеют право на получение пособия по детской инвалидности;
б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) - 1 - 2 мес.;
в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений - в течение всего срока пребывания ребенка в учреждении.
Ожидаемые результаты лечения
Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.
F72 Умственная отсталость тяжелая
Характеристика состояния
Ориентировочно IQ = 30 - 44 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Сопутствующие нарушения, как правило, являются следствием органического поражения мозга, чаще всего в виде психомоторного возбуждения и эпилептиформного синдрома. Нередки симптомы недоразвития речи вплоть до полного ее отсутствия.
Условия лечения
Пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инвалидности.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
- логопед (1 - 3 раза в год);
- окулист (1 - 2 раза в год, кратность - по показаниям);
- невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
По показаниям:
- психолог;
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- КТ;
- ЯМР;
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.
Вспомогательные исследования для установления этиологии:
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных, этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).
Принципы терапии
При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера - ФКУ, гипотиреоз) лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Семейная психотерапия.
Длительность лечения
а) амбулаторное наблюдение в течение всей жизни при содержании в семье;
б) при пребывании в учреждениях социального обеспечения также постоянный врачебный контроль;
в) для данного контингента детей необходимо организовывать учреждения с недельным пребыванием с целью неполного отрыва от семьи (в городах с населением более 100 тысяч человек).
Ожидаемые результаты лечения
Возможная адаптация ребенка в условиях семьи, специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.
F73 Умственная отсталость глубокая
Характеристика состояния
Ориентировочно IQ ниже 30 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Условия лечения
Пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инвалидности.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
- окулист (1 - 2 раза в год, кратность - по показаниям);
- невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
По показаниям:
- логопед;
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- КТ;
- ЯМР;
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.
Вспомогательные исследования для установления этиологии:
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).
Принципы терапии
При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера - ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, и должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Совместная с социальными службами работа по оказанию помощи семье.
Длительность лечения
Врачебное наблюдение в течение всей жизни и в семье, и при пребывании в учреждениях социального обеспечения; для данного контингента детей необходимо организовывать учреждения с недельным пребыванием с целью неполного отрыва от семьи (в городах с населением более 100 тысяч человек).
Ожидаемые результаты лечения
Большая упорядоченность поведения, возможное усвоение навыков самообслуживания и других социальных навыков.
|
На главную
На страницу для родителей
На страницу для специалистов
|