Специалистам & Родителям
Доступная информация от Доктора Зига - путь к пониманию и изменениям!!! |
ГЛАВНАЯ | РОДИТЕЛЯМ | СПЕЦИАЛИСТАМ | Группа ВКонтакте | ОБЪЯВЛЕНИЯ |
Актуальные темы сайта | Модели диагностики и лечения |
- личностная незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств, сохраняющих черты более младшего детского возраста. Как проявляется этот синдром у первоклассников и младших школьников?
- в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации, Психический инфантилизм - это заболевание? - синдром психического инфантилизма может быть отнесен к группе поведенческих расстройств, однако, в связи с отсутствием чётко выраженной асоциальности в их проявлениях, они выделены в отдельную группу. По своей сути это не заболевание, а состояние нервно-психической сферы ребенка, своеобразный фон, на котором в зависимости от разнообразных внешних и внутренних факторов могут формироваться поведенческие и эмоциональные расстройства. Проявления психического инфантилизма у всех детей одинаковы?
- синдром психического инфантилизма неоднороден как по причинам своего возникновения, так и по клиническим особенностям, а также по степени выраженности различных компонентов его структуры и по динамике последующего развития, которая зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Существуют несколько "вариантов" психического инфантилизма. При «общем» или «гармоническом» психическом инфантилизме встречается относительно пропорциональное сочетание психической и физической незрелости (ещё его называют "психофизический инфантилизм", т. к. детей с этой разновидностью психического инфантилизма отличает не только не соответствующие паспортному возрасту поведенческие и эмоциональные реакции, но и задержка в росте; тип телосложения, свойственный более младшему возрасту; детская пластичность мимики и двигательной сферы). Ребёнок по своему поведению, эмоциональным реакциям и физическому развитию вызывает у окружающих предположение, что ему лет, скажем, 5 (а не 7 или 8, 9 как есть "по паспорту"). Бывает, что инфантилизм формируется в связи с длительными, нередко хроническими, заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и других систем организма развивающегося ребенка ("соматогенный" инфантилизм). Постоянная физическая утомляемость и психическая истощаемость, как правило, затрудняют активные формы деятельности, способствуют формированию робости, тормозимости, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, опасения за своё здоровье и жизнь близких людей. Вносит свою летпу и "надомное обучение" (отрыв от коллектива, в результате чего - неумение выстраивать отношения со сверстниками). Вместе с тем, такие качества личности развиваются и под влиянием гиперопки (повышенной заботы), режима запретов и ограничений, в условиях которых находится больной ребенок.
Встречается вариант осложненного психического инфантилизма (сочетание признаков психического инфантилизма с другими, несвойственными ему, психопатологическими синдромами и симптомами - "дисгармонический инфантилизм", "органический инфантилизм"). При дисгармоническом варианте психического инфантилизма признаки эмоционально-волевой незрелости, свойственные любому виду инфантильности, сочетаются с неустойчивым настроением, эгоцентризмом, неумеренными потребностями, повышенной аффективной возбудимостью, конфликтностью, грубостью, лживостью, склонностью к вымыслам, хвастливости, повышенному интересу к негативным событиям (скандалам, дракам, несчастным случаям, авариям, пожарам и пр.). Наряду с этим нередко обнаруживаются признаки расстройств сферы влечений: ранняя сексуальность, жестокость по отношению к слабым и беззащитным, повышенный аппетит и другие поведенческие нарушения.
"Психогенный" ("социогенный") инфантилизм формируется в условиях гипоопеки и безнадзорности (в семьях, где дети "заброшены" или у социальных сирот). Проявляется незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка, ипульсивностью и повышенной внушаемостью, сочетающейся с ограниченным уровнем знаний и представлений, необходимых для успешного обучения в школе и адаптации в социуме.
Что будет, если на все эти проявления не обращать внимания? Каким будет будущее у ребенка с психическим инфантилизмом? Многое будет зависеть от той социальной среды, в которой живет ребенок. От поддержки родителей, от их адекватной возможностям ребенка воспитательской позиции, от понимания педагогов, от своевременной медицинской помощи (медикаментозной и психотерапевтической), от психологической поддержки со стороны всех взрослых, окружающих ребенка. Динамика и прогноз детей с «гармоническим» инфантилизмом неоднозначны. В одних случаях, когда несоответствующее паспортному возрасту психофизическое развитие (созревание) определено генетически (носит семейный характер) и состояние ребенка встречает понимание родителей и педагогов, школьные трудности имеют временный характер с последующим выравниванием (ребенок "дозревает"). В других, - с ростом школьных пробелов, пубертатными (гормональными) сдвигами и неблагоприятными внешними обстоятельствами (неадекватное отношение родителей, учителей, отсутствие психологической помощи - тренингов), отмечается нарушение «гармоничности» и появление патохарактерологических черт личности по неустойчивому или истероидному типу (подробнее о типах характеров подростков здесь). В отношении осложнённых форм психического инфантилизма справедливо следующее. С наступлением подросткового возраста описанные черты характера и связанные с ними нарушения социального поведения нередко усиливаются, тогда как черты детскости, напротив, отступают на задний план. Начинают проявляться особенности характера, свойственные неустойчивому типу личности: беспечность, поверхностность в общении, непостоянство интересов и привязанностей, стремление к частой смене впечатлений, бесцельное блуждание по городу, подражание асоциальному поведению, прогулы и отказы учиться, употребление алкоголя и психозависимых средств, сексуальная распущенность, страсть к азартным играм, воровству, иногда участие в грабежах. Несмотря на частые предупреждения о возможных наказаниях и бесконечные обещания исправиться, описанные явления, как правило, повторяются. Чаще неблагоприятный вариант динамики психического инфантилизма обусловлен сочетанием неблагоприятных "внутренних" факторов («инфантильная конституция» формируется на почве обменно-трофических расстройств, связанных с недоношенностью, малым весом при рождении, а также с частыми либо длительными, но относительно легко протекающими, заболеваниями в раннем возрасте на фоне сниженного иммунитета) и "внешних" (неблагоприятная социальная среда, нарушение отношений со сверстниками, родителями, педагогами, отсутствие медико-психолого-педагогической коррекции). Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода субъект остается "ребёнком", опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее, чем у младших школьников. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в разные авантюрные истории. Тяга к легким, недорогим, доступным удовольствиям часто заканчиваются весьма трагически. Какие существуют возможности коррекции поведения и эмоционального реагирования ребенка с психическим инфантилизмом? Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации: Педагогам или родителям желательно проконсультироваться с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное лечение. Лечение может упорядочить поведение, сделать ребенка более продуктивным в учебной деятельности, улучшить память, внимание, работоспособность. Однако только таблетками помощь ребенку не исчерпывается. Ему необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации. Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", где он должен выступать в сильной, положительной роли. В такой игре высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и т.д. Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам. Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение. Несмотря на то, что такие дети могут быть очень обременительны своей навязчивостью, следует избегать по отношению к ним так называемого "отрицательного внимания" - окриков, высмеивания, угроз наказаний и т.п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их. Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. Если ребенок окажется не готов к школе к 7 годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт. Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы. Существует и вариант интегрированного обучения с индивидуальным подходом со стороны педагога, при дополнительных мероприятиях по коррекции эмоционально-поведенческого реагирования (Тренинг модификации поведения). Инфантильные ребята - личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку: надо следить, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия - спорт, туризм, чтение. |
|